Автор: РО ДОСААФ РФ по РА 17.03.2021 03:00
Встреча, посвященная Дню штурмана Военно-воздушных сил России, состоялась в Музее учебной авиабаза 2-го разряда г. Майкопа, в которой приняли участие курсанты лётного училища, военнослужащие срочной службы и юнармейцы МБОУ СОШ № 3 города Майкопа – столицы Республики Адыгея.
На этой встрече были представлены экспонаты учебной авиабригады, АНО ДПО «Майкопский АСК ДОСААФ России» и ГБУ РА «Национальный музей Республики Адыгея», которые очень заинтересовали молодое поколение Республики Адыгея, особенно представителей юнармейского движения.
Участники встречи узнали и увидели много интересного о нелегкой штурманской службе, истории возникновения и значимости данной профессии.
24 марта 1916 года начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом Михаилом Алексеевым. был подписан приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). А в 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России. Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта.
Со времен Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.
В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали бы летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана - авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости - ремонтировать его.
С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.
Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре российской военной авиации. Стерлигов Б.В. известен также и как участник авиа перелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.
В 1933 году он стал Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил СССР и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов Б.В. успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.
Значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом и сегодня сложно переоценить. По данным Минобороны России, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. Основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.
Штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе в далекие времена при Царе Петре I. И никто не помышлял, что через два столетия специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы.
Сегодня у российских штурманов целых четыре праздника.
Второй официальный - День штурмана Военно-морского флота отмечается 25 января в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.
А у штурманов Северного полушария есть ещё два неофициальных праздника: дни весеннего и осеннего равноденствия.
Именно в это время можно точно и без инструментов определить стороны света, поскольку солнце в любой точке полушария восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. В эти дни упрощаются астрономические расчёты, что облегчает работу штурмана.
Об этом и многом другом узнали юнармейцы и курсанты летного училища от организаторов данной встречи, которые также являются членами Регионального отделения Русского географического общества в Республике Адыгея.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
ОНЛАЙН-сервисы
Ваше мнение
Как Вы оцениваете работу РО ДОСААФ РА?
sev_polyus
Новости ДОСААФ России
|