Автор: РО ДОСААФ РФ по РА 01.05.2020 14:04
посвящается воспитанникам Майкопского аэроклуба им. Героя Советского Союза М.М. Громова, защищавшим небо Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
История Майкопского аэроклуба началась в 1934 году, когда нашей стране нужны были летчики для развития народного хозяйства. На базе ОСОАВИАХИМа (ныне - ДОСААФ России) Майкопский аэроклуб им. М.М. Громова стал готовить летчиков для работы в системе народного хозяйства страны. Чтобы Майкопский аэроклуб заработал в полную силу, М.М. Громов подарил клубу легкий двухместный самолет, на котором он прилетел в город Майкоп из города Сочи, преодолев Главный Кавказский Хребет и тем самым совершив подвиг.
В аэроклуб принимали юношей и девушек не моложе 18 лет. Многие молодые люди приписывали себе лишние месяцы, чтобы стать «старше» и быть зачисленными в летную школу. В 1936 году первая группа курсантов Майкопского аэроклуба им. М.М. Громова из 29 человек окончила программу обучении. Далее молодежь продолжала обучение в авиационых училищах. Так, Шапошников Глеб Пантелеймонович после окончания Майкопского аэроклуба в 1938 году, отправился учиться в Таганрогское авиационное училище.
В довоенные годы, Майкопским аэроклубом подготовлено более 600 летчиков, 1200 младших специалистов, более 300 парашютистов, 120 инструкторов по авиамодельному спорту и 20 летчиков – инструкторов.
В 1941 году Майкопский аэроклуб им. М.М. Громова был реорганизован в военную летную школу пилотов первоначального обучения № 17. Всему летному составу было присвоено воинское звание. Часть самолетов и курсантов перебросили в город Краснодар, затем – в город Апшеронск.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воспитанники Майкопского аэроклуба им. М.М. Громова честно исполняли свой долг перед Родиной: шестеро из них удостоены звания Героя своего Отечества. Орденами и медалями награждены и другие выпускники Майкопской кузницы летных кадров, чьи истории неотделимы от истории всенародной борьбы за Победу Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Расскажем о некоторых из них:
Федор Степанович Василенко - выпускник школы № 9 города Майкопе и Майкопского аэроклуба им М.М. Громова, поступил в Ейскую авиашколу. С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в воздушных боях Ф.С. Василенко сбил 18 фашистских самолетов. За свои ратные подвиги Федор Степанович награжден орденом Ленина и орденом Боевого Красного знамени.
Бригидин Илья Тарасович – курсант Майкопского аэроклуба окончил службу полковником авиации. Кавалер 5-ти орденов Боевого Красного Знамени, Заслуженный летчик – испытатель СССР, участник парада Победы в Москве. В послевоенные годы, работая летчиком – испытателем дал путевку в жизнь 15-ти типам сверхзвуковых самолетов.
В 2019 году ему установлена мемориальная доска на здании профессионального образовательного учреждения «Центр подготовки граждан (молодежи) к военной службе и военно-патриотического воспитания» в городе Майкопе по ул. Пирогова, 6.
Федор Иванович Шикунов - воспитанник Майкопского аэроклуба им. М.М. Громова в годы войны совершил более 200-т боевых вылетов, провел более 50-ти воздушных боев, сбил 21 вражеский самолет. Этот АС из Майкопа награжден шестью Боевыми Орденами. А Звезда Героя нашла замечательного патриота, отдавшего жизнь за Родину, через 51 год поисковой работы ветеранов Майкопского аэроклуба.
Борис Михайлович Батурин – стал летчик ночной авиации. За годы Великой Отечественной войны совершил 980 боевых вылетов. Борис Михайлович - кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, награжден орденом Отечественной войны I-й степени.
Александр Савельевич Литвинов – стал летчиком штурмовиком. Во время стратегической операции «Багратион» при освобождении Болгарии совершил подвиг, за который отмечен орденом Красной Звезды. С оторванной взрывом вражеского зенитного снаряда кистью правой руки, тяжелыми ранениями обеих ног и живота, Александр Савельевич, теряя сознание, посадил самолет на свою территорию, тем самым спас борт-стрелка и боевую машину от гибели.
Борис Константинович Абарин – в одном воздушном бою сбил три вражеских самолета. Фронтовые газеты назвали его «Крылатый богатырь». Борис Константинович удостоен 3-х орденов Боевого Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, Красной звезды и 13 медалей. После войны стал генерал-майором авиации.
Мартирос Карапетович Нагульян - Герой Советского Союза, повторил подвиг капитана Николая Гастелло, направившего свой горевший самолет на эшелон с вражеской военной техникой.
Алексей Иосифович Макаренко – Герой Советского Союза, военный летчик, выпускник Майкопского аэроклуба и Таганрогской школы летчиков. Боевое крещение получил в 1943 году на Курской Дуге. Громил врага под Харьковом, на Днепре, в Карпатах, в Кракове, под Дрезденом, Прагой, в Берлине. Алексей Иосифович совершил 161 боевой вылет, 7 разведок, 13 воздушных боев. Его фронтовой путь отмечен многими наградами. Он участник Парада Победы в Москве.
Василий Андреевич Буянов – одни из первых летчиков-инструкторов Майкопского аэроклуба. Выполняя задание штаба Фронта, попал в сложные метеорологические условия при перелете через горы Главного Кавказского Хребта. Самолет обледенел и рухнул по склону с высоты 3000 метров. Летчик сломал ноги, а офицер, которого он доставлял с пакетом документов, повредил глаза и потерял зрение. На 4-е сутки их обнаружили егеря горно-стрелкового подразделения и доставили в госпиталь, а пакет с документами - в штаб Фронта. Задание было выполнено.
Николай Михайлович Щербань – водил «летающий танк» - самолет Ил-2, который враг прозвал «черной смертью». Служил в эскадрилье, которой командовал Георгий Тимофеевич Березовой – известный всему миру космонавт. Родина высоко оценила ратный подвиг Н.М. Щербань, он кавалер 6-ти Боевых орденов и многих медалей.
Николай Иванович Назаренко – один из первых вступил в городе Майкопе в Добровольное общество ОСОАВИАХИМ (ныне – ДОСААФ России). За свою долгую летную работу инструктором-летчиком, а затем командиром звена и командиром эскадрильи Николай Иванович обучил летному делу около 500 человек, которые прошли испытание в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. После войны Назаренко Н.И. работал в ДОСААФ, окончил институт и работал в школе учителем, затем завучем, директором. Награжден восемью правительственными наградами и наградами ДОСААФ России – за пропаганду авиации.
О выпускниках Майкопского аэроклуба им. М.М. Громова оформлены стенды, постоянно рассказывается на уроках мужества в детско-молодежных аудиториях.
Ежегодно Майкопским аэроклубом им. М.М. Громова ДОСААФ России, Адыгейской республиканской общественной организацией «Клуб сверхлегкой авиации «Полет» ДОСААФ России и первичным отделением ДОСААФ России «Майкопский авиамодельный клуб», при поддержке Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея, организовываются Фестивали Республики Адыгея, посвященные Дню Космонавтики и Дню авиации Российской Федерации, проводятся соревнования по авиационным и авиамодельным видам спорта, спорта сверхлегкой авиации различных уровней.
Молодые граждане из Республики Адыгея с удовольствием выполняют свой священный долг – служат по призыву в войсках ВДВ Российской Федерации. А юнармейские отряды активно посещают Фестивали по авиационным видам спорта в Республике Адыгея.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
ОНЛАЙН-сервисы
Ваше мнение
Как Вы оцениваете работу РО ДОСААФ РА?
sev_polyus
Новости ДОСААФ России
|